Четвертый урок
Анализ конкурентов и конкурентные преимущества
Время прохождение урока: 40 минут
Понимание конкурентов — необходимое условие для создания бизнеса. Даже если вам кажется, что у вашего продукта нет конкурентов, они скорее всего есть, просто не в том виде, в котором вы ожидаете.

В этом уроке вы:
- Научитесь анализировать своих конкурентов
- Научитесь находить и формулировать свои конкурентные преимущества
Кто наш конкурент?
Наличие острой проблемы не гарантирует того, что ваше решение будет пользоваться спросом. В условиях ограниченных ресурсов компании и отдельно взятые люди должны делать выбор из множества предложений. Ваша доля рынка, которую вы расcчитали в предыдущей части урока, скорее всего уже занята другими решениями, пусть и не всегда похожими на ваше. Это и есть конкуренция, но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд.
На самом деле, у вашего продукта гораздо больше конкурентов, чем вы думаете. Для того, чтобы разобраться с этим, рассмотрим следующий пример:
Есть компания, которая продает коробочное решение по предиктивной аналитике для серверных мощностей бизнеса. Они решают следующую проблему: у крупной компании есть свои сервера, у которых периодически возникают проблемы из-за колебаний мощностей и т.п. Их решение собирает данные с помощью специальных датчиков и отправляет их в облако, где AI-решение выдает в качестве результата предсказания по основным метрикам, что позволяет не только прогнозировать проблемы, но и экономить электроэнергию.
Их прямыми конкурентами могут считаться любые подобные решения. Но даже если их нет на рынке, это не означает, что конкуренции тоже нет, ведь проблему как-то решали и до них. Например, если отдельные сотрудники вручную собирали и анализировали данные о состоянии серверов, то это их косвенный конкурент. А если компания не делала вообще ничего, то это отдельный вид конкуренции, самый сложный и опасный - непрямая конкуренция, когда разные решение конкурируют за бюджет и внимание одного и того же клиента, предлагая при этом разный результат.
Таким образом, для вашего продукта можно выделить прямых конкурентов (их также называют аналогами) и косвенных. Прямые конкуренты решают проблему аналогичным вашему продукту способом. Косвенные же решают ту же самую проблему, но по-другому. Есть ещё и непрямые конкуренты - решения, которые приносят конфликтующий результат и выполняют другие задачи пользователя (как в случае с серверами - проще ничего не делать, чем собирать и анализировать данные, но в долгосрочной перспективе результат будет разный).

Давайте резюмируем это ещё раз на примере покупки новой модели телевизора:
Прямые конкуренты
Телевизоры других производителей или другие модели того же производителя
Косвенные конкуренты
Мультимедиа-проекторы, планшеты, ноутбуки, кинотеатры, очки виртуальной реальности и т.п.
Непрямые конкуренты
Книги и т.п. - то, что занимает у пользователя тот же бюджет и время, но решает другую задачу
Зачем анализировать конкурентов?
Анализ конкурентов может дать информацию о наличии неохваченных текущими предложениями ниш, поможет определить ценовую политику, подскажет как выстроить маркетинговую компанию с точки зрения позиционирования, уникального торгового предложения (УТП) и каналов дистрибуции и прочее. Посмотрите следующую часть лекции для лучшего понимания:
Как найти конкурентов?
После того, как вы посчитали объем своего рынка и структурировали понимание ваших конкурентов, самое время перейти к практике и провести ещё один анализ рынка, только в этот раз в поисках конкурирующих предложений и их характеристик. Об этом следующая часть лекции Михаила Эрмана:
Во-первых, часть из них вы можете легко узнать, пообщавшись с вашими потенциальными клиентами. Если ваш продукт ориентирован на бизнес, то имеет смысл задать вопрос менеджерам по продажам компаний в выбранной вами сфере. Уточните у менеджеров, о каких конкурентах они слышали или с какими сталкивались. Добавьте названия этих продуктов в список.

Естественно, одним из источников может стать поиск в Интернете. Можно войти в роль потребителя и искать товары по тематическим запросам в поисковых системах Яндекс/Google. Поищите по нескольким запросам, выберите тех конкурентов, которые встречаются часто, добавьте в список. В итоге вы получите список ваших аналогов и косвенных конкурентов с их сравнительными характеристиками. Ниже мы приводим примеры того, что нам нужно узнать о конкурентах, а главное - как это сделать?
Теперь перейдем к практике и поговорим о ваших конкурентах. Расскажите, кто является вашим конкурентом в России?
А что насчет других рынков? Если пока не успели их изучить, то обязательно сделайте это позже, ведь у вашего продукта наверняка есть потенциал выхода на другие рынки.
Конкурентное преимущество
Давайте теперь добавим к этому списку поле - ваше конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество - это то, что в выгодную сторону отличает ваш продукт от других решений потребностей клиентов. В какой области может находится конкурентное преимущество? Посмотрите последнюю часть лекции Михаила Эрмана:
Далее вот это видео с 04:53 до конца
А каково ваше конкурентное преимущество на рынке России? Если готовы, укажите ответ в форме ниже:
Иностранные рынки могут сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть среди моделей поведения потребителей и ценообразования у нас в стране. А что вы считаете своим конкурентным преимуществом своего продукта за рубежом?
Закрепим материал
Тест на понимание ваших конкурентов
Выполнить задание
Вы проанализировали рынок и нашли похожие решения, о чем это говорит с точки зрения спроса?
Спорный ответ, во-первых, мы не знаем, сколько лет эти компании существуют, а вдруг это тоже стартапы, которые только запустились? Во-вторых, само по себе наличие или отсутствие большого количества прямых конкурентов не говорит о потенциальном спросе на ваш продукт или его отсутствии, поскольку рынок формирует спрос, а не предложение.
Звучит убедительно, однако нужно помнить, что само по себе наличие или отсутствие большого количества прямых конкурентов не говорит о потенциальном спросе на ваш продукт или его отсутствии, поскольку рынок формирует спрос, а не предложение. Мы не знаем, за счет чего эта компания живет все эти годы.
Верно, ведь само по себе наличие или отсутствие большого количества прямых конкурентов не говорит о потенциальном спросе на ваш продукт или его отсутствии, поскольку рынок формирует спрос, а не предложение.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы сделали новую модель смартфона, кто является вашим конкурентом?
Верно, ведь это всё похожие продукты, которые решают одни и те же задачи
Частично, ведь они решают часть задач, которые решает смартфон. Например, установленные приложения для видео-связи часто заменяют пользователям обычные звонки, а электронная почта является их косвенным конкурентом.
Кажется, что это вовсе не конкурент для вашего нового смартфона, но представьте себе ситуацию, в которой у вашего потенциального клиента под конец года осталась определенная сумма, которой хватит или на ваш продукт, или на семейный отдых. Задачи и результаты разные, а бюджет на покупку - один. В этом случае вы должны конкурировать с отпуском сейчас или же с будущими покупками клиента, предложив ему рассрочку или кредит с помощью банка-партнера.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Представим, что вы делаете защитное оборудование для строителей нового типа - с камерой в каске для видеофиксации хода работ и автоматической оценки безопасности рабочих. Что в этом случае будет являться вашим конкурентным преимуществом по сравнению с традиционными защитными касками?
Да, любые измеримые доходы или экономия клиента - это всегда сильное преимущество
Да, если следствием этого является снижение текучки кадров и увеличение производительности труда. Лучше всегда точно измерять эффект.
А это как раз то, в чем ваш косвенный или непрямой конкурент лучше вас, поэтому вам крайне важно использовать первые два пункта в качестве компенсации этого.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы ответили неправильно на все вопросы :( Но это не страшно! Ведь для того вы и пришли на этот курс, чтобы учиться новому.
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на один вопрос. Есть к чему стремиться!
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на 2/3 вопросов, поздравляем!
Пройти ещё раз
Все ответы верные! Да вы уже профессиональный стартапер!
Пройти ещё раз
Подведём итоги
Самое важное, что нужно понять - ваша доля рынка зависит именно от вашей способности конкурировать с прямыми и косвенными заменителями вашего продукта. Их понимание и анализ - первый шаг к тому, чтобы это стало возможным. Формирование конкурентных преимуществ - сложный и небыстрый процесс, однако, без этого ваше исследование рынков и моделирование доходов не имеет смысла.
Пожалуйста, оцените пройденный урок
Вашу оценку увидит только администратор курса
Оценка 4-го урока
1
10
Комментарии
Ниже можно обсудить урок с другими участниками, задать вопросы и поделиться своим опытом