Например, если мы увеличим цену с 1000 до 1500 рублей, то продажи упадут всего на 10 процентов. Они содержат реальные цифры и реальные метрики по которым мы сможем оценить удачная оказалась гипотеза или нет.
☝
Тактические гипотезы – это самый удобный инструмент для построения краткосрочных планов, при работе над любым бизнесом мы будем изо дня в день сталкиваться с тактическими гипотезами.
Фреймворк для формулировки тактических гипотез состоит из 2 частей: - Тактическая гипотеза должна отвечать SMART-структуре:
- Specific
формулировка должна быть конкретной (что, для кого и когда мы делаем)
- Measurable
результат должен быть измеримым (тут появляются очень четкие метрики в отличие от стратегических гипотез, где их зачастую просто нельзя поставить)
- Achievable
результат должен быть достижимым (многие говорят, что гипотзеа тем лучше, чем более амбициозна цель, но мы руководствуемся временным интервалом, за который действительно готовы проверить эту гипотезу)
- Relevant
гипотеза должна способствовать движению к цели (она должна быть релевантна стратегии)
- Time bound
у проверки гипотезы должен быть временной интервал (обычно это неделя)
- Формула упаковки тактической гипотезы
- мы верим в то, что произойдет А
- для того, чтобы это проверить, совершим действия B
- далее измерим метрику С
- мы окажемся правы, если результат будет таким, как мы ожидали
Пример: - мы верим в то, что люди будут платить 1000 рублей за наш сервис
- для того, чтобы это проверить, мы запустим симулятор продаж на нашем сайте
- с помощью которого измерим конверсию из посетителей в покупателей
- гипотеза подтвердится, если через неделю конверсия будет не менее 8 %. Важно правильно рассчитать это значение — оно должно подтверждаться юнит-экономикой, то есть в данном примере конверсия менее 8 % будет значить, что мы ошиблись и нужно двигаться в другую сторону.
Все тактические гипотезы основаны на цикле проверке гипотез. HADI-цикл (аббр. Hypothesis - Action - Data - Insights) — это алгоритм, который позволяет проверить гипотезу о том, как определённое действие влияет на тот или иной показатель бизнес-проекта.
Цикл состоит из четырёх блоков:
- Hypothesis
формирование гипотезы, которую будем проверять
- Actions
действия, которые мы предпринимаем для ее проверки
- Data
информация/данные, которые получили в ходе проверки
- Insights
результаты анализа полученной информации и наши выводы, на основании которых мы формулируем следующие гипотезы
Сам по себе цикл HADI уже зашит в формулу формулирования гипотез.
- Hypothesis
мы верим в то, что люди будут платить 1000 рублей за наш сервис
- Action
для того чтобы это проверить мы запустим симулятор продаж на нашем сайте
- Data
измерим конверсию из посетителей в покупателей
- Insights
и окажемся правы, если через неделю конверсия составит не менее 8 %
HADI-циклы помогают 1) фокусироваться на том, что нужно бизнесу, и 2) сталкивать идеи и предположения с реальностью. Проще говоря, то это to-do-лист для команды стартапа.
В этом уроке вы узнали, что гипотеза — это предположение о бизнесе, которое требует доказательства. Здесь вы изучили, как разделить гипотезы на стратегические и тактические и описать их по фреймворку. Также вы узнали о HADI-циклах, их важности, особенностях и применении.