Александр Еремеев
Управляющий партнер Product.Vision, трекер
cтартап и методологии работы с ним
Модуль №1
Что такое стартап?
Урок 1
Урок 2
Приветствие
Что такое стартап
Урок 3
Гипотезы. Методологии постановки и проверки гипотез
Проверьте себя
Подбери наиболее точное определение стартапа:
Пройти тест
Подбери наиболее точное определение стартапа:
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Все отлично!
Вы ответили на все правильно
Пройти еще раз
Стартап — временная организация, созданная для проверки продуктовых гипотез.

Ключевые отличия стартапа от бизнеса:

  • Живёт небольшой период времени не может существовать долгое время
  • Создан для проверки продуктовых гипотез чем быстрее будут происходить проверки гипотез, тем лучше
  • Отсутствуют выстроенные процессы в стартапе чаще всего отсутствуют четкие должностные инструкции, все занимаются всем
Стадии развития стартапа
  1. Идея

    которая потом запаковывается в гипотезу(ы).

  2. Problem-solution fit

    проверяем, действительно ли та проблема, которая есть у клиентов может быть закрыта нашим продуктом: беседуем с потенциальными клиентами, изучаем рынок. На этом этапе работаем с идеей или гипотезой, самого продукта у нас еще нет.

  3. Product-market fit

    на этой стадии появляется продукт, скорее всего MVP (минимальный жизнеспособный продукт). Помним, что MVP нужен и востребован какой-то частью аудитории, то есть пользователи либо уже платят деньги за продукт, либо инвестируют в него свое время, т.е. пользуются им и получают ценность.

  4. Масштабирование

    на этой стадии стартап превращается в бизнес. Это значит, что должны быть выстроены экономика и процессы. В противном случае, с ростом количества заказов, компания может развалиться.

В среде стартаперов популярна модель сегментации потребителей: евангелисты, новаторы, ранние последователи.

Понятие «диффузия инноваций» было впервые изучено французским социологом Габриэлем Тардом и командой Австрийских антропологов. Подхватил и популяризировал идею американский социолог Эверет Роджерс в 1962 году, выпустив книгу на эту тему. Далее Джеффри Мур развивает тему и делит потребителей на группы по критерию готовности принимать инновации: одни это делают более охотно, а другие — менее.

Согласно этой модели есть несколько типов клиентов:

  • Новаторы

  • Ранние последователи

  • Раннее большинство

  • Позднее большинство

  • Отстающие

Стадии развития инновационного продукта
Проверьте себя
С какой целевой аудиторией в большей степени работает стартап?
Пройти тест
С какой целевой аудиторией в большей степени работает стартап?
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Все отлично!
Вы ответили на все правильно
Пройти еще раз
Любой инновационный продукт (читай стартап) в основном работает с новаторами (2,5%) и ранними последователями (13,5%), которых суммарно ~ 15-16%. Когда компания становится бизнесом и выходит на более серьёзную аудиторию, она начинает работать со следующими двумя сегментами, а это уже почти 70%. Это довольно большой процент аудитории, поэтому на этом этапе начинается серьёзная работа. Пока мы работаем с новаторами и ранними последователями мы тестируем: сам продукт, отношение клиентов к продукту, то, закрывает ли продукт задачи клиентов. Проникать в новые группы потребителей можно только последовательно, то есть проникнуть в сегмент раннего большинства, не получив перед этим новаторов и ранних последователей, не получится.

Самое интересное, что между ранним рынком (новаторы и ранние последователи) и массовым рынком существует пропасть, так как потребности новаторов и ранних последователей сильно отличаются от потребностей раннего большинства.


💼 Классический кейс: У стартапа есть рабочий продукт, закрывающий боли клиентов, есть платящие клиенты. Когда спрос на продукт начинает резко расти, оказывается, что команда не справляется с таким потоком клиентов. В результате проседает качество самого продукта. Это часто случается из-за отсутствия отстроенных процессов, о которых говорилось выше. Если стартап сумеет отстроить процессы – значит он выживет.
  1. Стартап может стать бизнесом

    когда команда способна научиться организовать процессы и настроить систему продуктовой разработки, которая может функционировать под серьезными нагрузками.

  2. Стартап может сделать пивот

    когда команда решает "развернуться", придумать какой-то другой продукт, уйти на новый рынок или перестроить бизнес-процессы.

  3. Стартап может умереть

    это тоже нормально, не все стартапы вырастут в бизнес. Потому что не все гипотезы, которые мы тестируем, подтвердятся. Будут те, которые не найдут поддержки на рынке и вынуждены будут с него уйти
Пути дальнейшего движения стартапа
Важно, что стартап обязан совершить какой-то из этих шагов довольно быстро. Если компанию после нескольких лет называют стартапом (а такое очень часто бывает), то это просто плохо отстроенный бизнес.
Что самое главное в стартапе ?
Проверьте себя
Как ты считаешь, что самое главное в стартапе?
Пройти тест
Как ты считаешь, что самое главное в стартапе?
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Все отлично!
Вы ответили на все правильно
Пройти еще раз
Довольно редко идея стартапа – действительно уникальная. В основном команды приходят с похожими идеями. Например, построить маркетплейс или запустить магазин. Поэтому сама идея зачастую несет мало ценности без команды.

Самое ценное в стартапе — это основатель и его видение. Под него в дальнейшем собирается команда, которую и "покупает" инвестор.

Для стартапа важно иметь человека, который понимает что делает, верит в свою идею и может не только ее реализовать, но и "продать" команде. Самое главное, у него есть видение, он понимает что из этой идеи можно построить, куда двигается команда.
Трекшен-карта

Построение бизнеса – плохо прогнозируемый процесс. В нем много составляющих и велик градус неопределенности, этот процесс крайне сложно привести к понятным схемам и разложить на шаги. Именно поэтому стартап работает с предположениями, которые называются гипотезы.

Ключевые составляющие продукта:

  • Клиентский сегмент – люди у которых есть общие проблемы.

  • Проблема, которую мы подтверждаем в процессе изучения рынка и общения с клиентами.

  • Решение или сам продукт – то, что мы производим и предлагаем клиентскому сегменту. Решение должно очень четко попадать в проблему, и клиенты будут с удовольствием за него платить.

Для облегчения процесса вывода продукта на рынок существует трекшен-карта или критическая цепочка.

Трекшн-карта — это простой инструмент, который ведет вас кратчайший путем к масштабируемому бизнесу. Она помогает команде сфокусироваться на главном, делать только то, что нужно, и "бежать" к цели быстрее.
Пути дальнейшего движения стартапа
I. Фаза исследования. Первая часть трекшн-карты

Шаг 1. Гипотезы

наши представления о том как устроен мир и какие в нем есть проблемы.

Шаг 2. Подтверждение проблемы

для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы, мы идем к нашей аудитории. После общения мы понимаем, действительно ли у них есть проблема, которую решает наш продукт. Если мы можем подтвердить проблему, например, результатами опросов, то двигаемся дальше.

Шаг 3. Формирование ценностного предложения

запаковываем идею в ценностное предложение для рынка.

Шаг 4. Моделирование экономики

здесь мы не считаем реальных цифр, потому что у нас их нет. Мы изучаем информацию в открытых источниках. Например, объем рынка, количество клиентов на рынке, конкуренты, стоимость привлечения клиента, маркетинг, логистика, организация производства и т.д. На этом этапе нужно прикинуть, сможет ли из нашей гипотезы получиться реальный бизнес с точки зрения экономики (цифр). Если на этом этапе становиться понятно, что идея неприбыльная, то от нее стоит отказаться.

II. Фаза создания продукта

Шаг 5. Прототип или MVP

минимальными усилиями создаем версию продукта, с которой можно пойти к клиентам тестировать или подавать.

Шаг 6. Подтверждение решения

уточняем у клиентов, действительно ли это то, что им нужно. Если на этом этапе есть возможность продать это кому-то, то продаем.

Шаг 7. Первая продажа

первая продажа состоялась и у нас есть понимание того, кто наша целевая аудитория, за что они платят деньги и какую ценность получают от продукта.

III. Фаза масштабирования. Вторая часть трекшн-карты


  1. Ценностное предложения для конкретного канала продаж
  2. Привлечение пользователей
  3. Инструмент продаж в канале
  4. Первая продажа через канал
  5. Статистически значимый поток продаж
  6. Сходимость экономики
  7. Сходимость экономики на масштабе
Шаги в фреймворке
В этом уроке вы узнали, что стартап — временная организация, созданная для проверки продуктовых гипотез. Самое ценное в нем — это основатель и его видение. Стартапы начинаются с идеи, затем основали проверяют, существует ли действительно такая проблема. Дальше появляется первая версия продукта, которая может масштабироваться в будущем. Пройти этот путь помогает трекшн-карта, в которую вносятся шаги фазы исследования, создания продукта и масштабирования.
Проверьте себя
Пройти тест
Выберите особенность, которая присуща стартапу, но не бизнесу:
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Укажите ключевые стадии развития стартапа?
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
С какими сегментами работает стартап:
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Что из этого не относится к ключевым составляющим продукта?
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Фаза исследования характеризуется…
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Все отлично!
Вы ответили на все правильно
Пройти еще раз
Остались вопросы?
Если у вас есть вопросы к теме урока, то можете написать в форму ниже
Дополнительные материалы
Вам понравился урок?