Александр Еремеев
Управляющий партнер Product.Vision, трекер
cтартап и методологии работы с ним
Модуль №1
Что такое гипотеза
Урок 1
Урок 2
Приветствие
Что такое стартап
Урок 3
Гипотезы. Методологии постановки и проверки гипотез
Проверьте себя
Что такое гипотеза?
Пройти тест
Что такое гипотеза?
К следующему вопросу
Проверить
Узнать результат
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Попробуйте еще раз!
Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
Пройти еще раз
Все отлично!
Вы ответили на все правильно
Пройти еще раз
Гипотеза — это предположение. Мы не знаем, окажется оно верным или нет. Мы проверяем это предположение и делаем небольшие шаги по построению бизнеса и поиску уникальности продукта. Любая гипотеза требует доказательства.


Существует два типа гипотез:

  1. Стратегические гипотезы

    это большие, масштабные гипотезы, которые касаются всего бизнеса. Они формулируются в самом начале пути. Это самая суть, вокруг которой строится продукт. Например, людям сложно закупаться в магазинах едой на всю неделю, и они предпочли бы заказывать доставку. Если посмотреть на эту гипотезу внимательно, то можно заметить, что здесь мало конкретики. Каким людям? В каких магазинах? Какой едой? Но тем не менее, решение доставки продуктов из магазинов будем строить вокруг неё.

  2. Тактические гипотезы

    любая стратегия в результате раскладывается на тактику. Это конкретные шаги, которые мы будем совершать для того, чтобы проверить стратегическую гипотезу. Тактические гипотезы – более точные и гораздо более емкие. Например, если мы добавим функцию "избранное" в нашем приложении для заказа продуктов, то вырастет конверсия повторного заказа продуктов.

Любую работу или задачу можно сформулировать как гипотезу и рассматривать как эксперимент. Мы уже говорили, что успешного рецепта стартапа не существует, поэтому путь к эффективному и прибыльному бизнесу состоит из небольших шагов (экспериментов).

    Почему маленькие ошибки это хорошо?
    Большие ошибки нас убивают, на маленьких мы развиваемся.

    Классический кейс: Известная корпорация берется завоевывать рынок и запускает разработку нового продукта. Компания собирает под это команду, инвестирует большое количество денег и времени, выводит на рынок, а рынок говорит: "извините, нам не надо". В результате деньги потрачены, команда распускается. Сделать продукт не получилось, потому что команда не умеет запускать новые продукты и больше за это браться не стоит. Это плохая рефлексия, потому что сделана не вовремя. Компания совершила большую ошибку. Очевидно, что это череда маленьких ошибок, которые привели к провалу.

    При работе над новым бизнесом следует делать небольшие шаги, которые позволяют учиться, четко понимать, что не получилось и как нужно это корректировать.

    Пример маленьких шагов:

    • Сделали продукт и попробовали продать одной аудитории, но она не стала это покупать → быстро это поняли
    • Попробовали продать другой аудитории → стало получаться чуть лучше. Уже хорошо, но все равно не так, как планировали. Попробуем других?
    • Попробовали третью аудитории и они оказались лучшими клиентами. У них подтвердилась проблема и они охотно платят деньги

    Мы сделали две небольшие ошибки на них научились и в результате нашли ту аудиторию, которая у нас лучше всего покупает. Это и есть путь к успеху. Эти шаги создаются за счет работы с гипотезами. Мы предполагаем, попробуем, анализируем. Мы наблюдаем за тем, как это работает, учимся, еще раз рефлексируем над результатами, и делаем следующий шаг.
    Какое количество гипотез оптимально?
    Проверьте себя
    Правда ли, что количество протестированных гипотез напрямую влияет на скорость роста компании?
    Пройти тест
    Правда ли, что количество протестированных гипотез напрямую влияет на скорость роста компании?
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Все отлично!
    Вы ответили на все правильно
    Пройти еще раз
    Количество протестированных гипотез напрямую влияет на скорость роста компании. Но здесь важно не переборщить. Не следует тестировать более 3-5 гипотез в неделю. В противном случае они начинают вступать в конфликт друг с другом.

    Чем больше гипотез мы проверяем, тем лучше, но нужно знать меру!

    Для наглядности разберем несколько примеров:

    💼 Кейс: доставка одежды и обуви на дом

    • Гипотеза 1: мы считаем, что люди не любят ходить по магазинам выбирать одежду.
    • Гипотеза 2: мы считаем, что людям было бы удобно, если бы одежду привозили домой, учитывая персональные пожелания.
    Если вы внимательно посмотрите на две эти гипотезы, то заметите, что гипотеза 1 сформулирована про проблему, а гипотеза 2 – про решение и это важно. Когда мы начинаем работу с нашим продуктом, желательно стартовать с гипотез про проблему. Потому что если нет проблемы, то зачем решение

    💼 Кейс: подбор автосервисов

    • Гипотеза 1: мы считаем, что автомобилисты испытывают сложности с выбором хорошего автосервиса.
    • Гипотеза 2: мы считаем, что автосервисы не умеют привлекать клиентов и не откажутся платить за лидов.
    Обе гипотезы – про проблему, только на разные клиентские сегменты. Одна направлена на целевую аудиторию автомобилистов, а вторая – на целевую аудиторию владельцев автосервисов. Важно, что из любой верхнеуровневой стратегической гипотезы можно формулировать еще несколько тактических гипотез. Например, из гипотезы 1 можно сформулировать еще четыре:

    • Автосервисы плохо умеют привлекать клиентов через интернет, и каждый пользователь обходится им в не менее 1 500 рублей
    • Автосервисы не откажутся покупать лиды по цене в 1000 рублей
    • Автосервисы хотят покупать лиды пакетами
    • Мы сможем продать один лид нескольким автосервисом
    Все гипотезы бьют в разную сторону, но одна из них вообще не подходит под тип стратегических.
    Стратегические гипотезы
    Проверьте себя
    Какая из гипотез не подходит под тип стратегических?
    Пройти тест
    Какая из гипотез не подходит под тип стратегических?
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Все отлично!
    Вы ответили на все правильно
    Пройти еще раз
    Все стратегические гипотезы необходимо формулировать вокруг ценности, а не вокруг цены. Если мы будем исходить из ценности, то сможем регулировать ту цену, которую платит пользователь.

    • Ценность позволяет очень хорошо управлять ценой. В зависимости от того, насколько велика ценность конкретного продукта в момент времени, он может стоить разных денег.
    • Цена тоже может управлять ценностью, но только в очень ограниченном числе случаев. Например, если вещь стоит дорого – мы даем ей шанс быть хорошей и если нам что-то предлагают задешево, то скорее всего это некачественный продукт.
    Фреймворк для формулировки стратегических гипотез:

    | Наши клиенты хотят A, но не могут, потому что B | — подставьте вместо A и B свои данные и вы получите отличную стратегическую гипотезу про проблему.

    Пример 1:

    • A – наши клиенты хотят быстро научиться программировать на Python, чтобы сменить работу
    • B – но не могут, потому что для этого нужно освоить очень большой информацией в короткий срок
    Пример 2:

    • A – наши клиенты хотят вкусный багет на завтрак с горячим чаем
    • B – но не могут, потому что в доме нет пекарни
    Тактические гипотезы
    Например, если мы увеличим цену с 1000 до 1500 рублей, то продажи упадут всего на 10 процентов. Они содержат реальные цифры и реальные метрики по которым мы сможем оценить удачная оказалась гипотеза или нет.

    Тактические гипотезы – это самый удобный инструмент для построения краткосрочных планов, при работе над любым бизнесом мы будем изо дня в день сталкиваться с тактическими гипотезами.


    Фреймворк для формулировки тактических гипотез состоит из 2 частей:

    1. Тактическая гипотеза должна отвечать SMART-структуре:

      • Specific

        формулировка должна быть конкретной (что, для кого и когда мы делаем)

      • Measurable

        результат должен быть измеримым (тут появляются очень четкие метрики в отличие от стратегических гипотез, где их зачастую просто нельзя поставить)

      • Achievable

        результат должен быть достижимым (многие говорят, что гипотзеа тем лучше, чем более амбициозна цель, но мы руководствуемся временным интервалом, за который действительно готовы проверить эту гипотезу)

      • Relevant

        гипотеза должна способствовать движению к цели (она должна быть релевантна стратегии)

      • Time bound

        у проверки гипотезы должен быть временной интервал (обычно это неделя)

    2. Формула упаковки тактической гипотезы

      1. мы верим в то, что произойдет А
      2. для того, чтобы это проверить, совершим действия B
      3. далее измерим метрику С
      4. мы окажемся правы, если результат будет таким, как мы ожидали
    Пример:

    1. мы верим в то, что люди будут платить 1000 рублей за наш сервис
    2. для того, чтобы это проверить, мы запустим симулятор продаж на нашем сайте
    3. с помощью которого измерим конверсию из посетителей в покупателей
    4. гипотеза подтвердится, если через неделю конверсия будет не менее 8 %. Важно правильно рассчитать это значение — оно должно подтверждаться юнит-экономикой, то есть в данном примере конверсия менее 8 % будет значить, что мы ошиблись и нужно двигаться в другую сторону.
    Все тактические гипотезы основаны на цикле проверке гипотез.

    HADI-цикл (аббр. Hypothesis - Action - Data - Insights) — это алгоритм, который позволяет проверить гипотезу о том, как определённое действие влияет на тот или иной показатель бизнес-проекта.

    Цикл состоит из четырёх блоков:

    • Hypothesis

      формирование гипотезы, которую будем проверять

    • Actions

      действия, которые мы предпринимаем для ее проверки

    • Data

      информация/данные, которые получили в ходе проверки

    • Insights

      результаты анализа полученной информации и наши выводы, на основании которых мы формулируем следующие гипотезы

    Сам по себе цикл HADI уже зашит в формулу формулирования гипотез.

    • Hypothesis

      мы верим в то, что люди будут платить 1000 рублей за наш сервис

    • Action

      для того чтобы это проверить мы запустим симулятор продаж на нашем сайте

    • Data

      измерим конверсию из посетителей в покупателей

    • Insights

      и окажемся правы, если через неделю конверсия составит не менее 8 %

    HADI-циклы помогают 1) фокусироваться на том, что нужно бизнесу, и 2) сталкивать идеи и предположения с реальностью. Проще говоря, то это to-do-лист для команды стартапа.

    В этом уроке вы узнали, что гипотеза — это предположение о бизнесе, которое требует доказательства. Здесь вы изучили, как разделить гипотезы на стратегические и тактические и описать их по фреймворку. Также вы узнали о HADI-циклах, их важности, особенностях и применении.

    Проверьте себя
    Пройти тест
    Гипотеза о конкретных шагах, совершаемых в рамках стартапа, называется…
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Оптимальное количество гипотез на недельный спринт команды стартапа:
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Выберите правильный фреймворк для формулировки стратегических гипотез:
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Что означает буква А в аббревиатуре SMART в контексте формулировки гипотезы?
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Какая из целей соответствует структуре SMART?
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Что такое HADI-цикл?
    К следующему вопросу
    Проверить
    Узнать результат
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Попробуйте еще раз!
    Не все ответы правильные, попробуйте еще раз
    Пройти еще раз
    Все отлично!
    Вы ответили на все правильно
    Пройти еще раз
    Остались вопросы?
    Если у вас есть вопросы к теме урока, то можете написать в форму ниже
    Дополнительные материалы
    Вам понравился урок?